Колл-центр:1408 (Звонок бесплатный)

Франчайзинг


Франчайзинг – это система взаимовыгодных партнерских взаимоотношений, возникающих между продавцом и покупателем франшизы (фр. franchise — льгота, привилегия, прим. право на использование бренда и бизнес-модели). Франчайзер (продавец), говоря простыми словами, – компания с узнаваемым брендом, большим опытом в ведении бизнеса, положительной репутацией, широкой клиентской базой. Франчайзи (покупатель), в свою очередь, – фирма или частный предприниматель, купившие право работать под чужим брендом. Партнерство основано на предоставлении лицензии на использование товарной марки, системы управления, технологии бизнеса со взаимными обязательствами и льготами по его ведению. Важно отметить, что не запущенную, не существующую бизнес-модель по такой системе развивать нельзя.

С 2007 по 2011 годы франчайзинговый оборот увеличился почти на 100 %и на данный момент составляет около одного миллиарда долларов. Можно с уверенностью сказать,что Казахстан является лидером сектора франчайзинга в Центральной Азии.

Единость в разнообразии - именно так можно охарактеризовать франчайзинг. Единая торговая марка, товар и услуга на разных континентах и материках.

Казахстанский франчайзинг начинается с появлением завода «Coca-Cola», открытой по сублицензии турецкого лицензиара одноименной торговой марки. Завод был построен в 1994 году, тем самым ознаменовав начало т. н. «качественного присутствия» иностранной компании в виде открытия своего производства в стране. Таким образом, продукция знаменитого производителя напитков не стала доступна не только в форме банального импорта, но и в виде национального продукта, в создании которого участвуют местные работники компании.

Франчайзинг является эффективным инструментом в развитии частного предпринимательства, повышении занятости населения, решения социальных задач, повышения прозрачности бизнеса и увеличения налогооблагаемой базы. Поэтому, как на государственном, так и на негосударственном уровне, популяризация франчайзинга как идеальной формы развития компании проявляется в различных инициативах.

Растет доля присутствия на отечественном рынке иностранных компаний через систему франчайзинга, расширяется ассортимент товаров и услуг, предоставляемых именно франчайзинговыми компаниями: закусочные, химчистки, парикмахерские, отели, образовательные центры и т.д. Из заморского абстрактного термина франчайзинг давно превратился в повседневную реальность.

Определение термина можно найти в любом классическом экономическом глоссарии. В то же время можно отметить различие юридических трактовок в разных странах. И если международная смысловая дефиниция франчайзинга, базирующаяся на определении МАФ (Международная Ассоциация Франчайзинга), является универсальной для международного бизнеса, все же всегда следует обращать внимание на официальную терминологию в каждой стране. Это очень важно для адекватного нормативно-правового регулирования и правильного составления юридических договоров франчайзинговых отношений.

В Казахстане закон о франчайзинге принят 24 июня 2002 года. Речь идет о Законе Республики Казахстан «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)», где термину «франчайзинг» дано достаточно адекватное юридическое определение – комплексная предпринимательская лицензия.